Информационные технологии
для промышленности и инфраструктуры

BIM. Инжиниринг
объектов капитального строительства

Собственная генерация для железнодорожной и транспортной инфраструктуры

Фото: pixabay.com

Собственная генерация для объектов железнодорожной и транспортной (в т.ч. трубопроводной) инфраструктуры может принимать различные формы:

  1. Резервное электроснабжение (на привозимом топливе – дизельное топливо, сжиженный газ), основным источником выступает ЕЭС (Единая энергетическая система).
  2. Основное электроснабжение (на трубопроводном или привозимом топливе – сжиженный природный или углеводородный газ) без связи с ЕЭС.
  3. Основное электроснабжение (на трубопроводном природном газе) с параллельной работой с ЕЭС.

В любом случае необходимо обеспечить надежность электроснабжения, для чего учесть особенности нагрузки (в частности, режимы и пусковые токи), а также резервирование электроснабжения.

В случае обеспечения удаленных объектов или использования генерации как временного источника, используется блочно-модульное исполнение собственной генерации (ГПУ и ДГУ в контейнерах, блочно-модульная котельная, комплектная трансформаторная подстанция с распределительным устройством и т.д.).

Краткая информация о собственной генерации железнодорожной и транспортной инфраструктуры

Примерная стоимость Энергоцентра

Ориентир стоимости объекта (Pэл = 2 МВт): 2,0-2,3 млн евро

10% - инжиниринг (вкл. предпроект, проектирование, функции технического заказчика)

52-60% - основное оборудование (КГУ, котлы, очистка выхлопа, ДГУ)

13-15% - вспомогательное оборудование (ТХ, ЭС, ОВ, ВК, СС, ГСВ, ДТ)

4-5% - общестроительные работы (КЖ, КМ, АР) или блок-модули для оборудования

4-7% - монтаж и материалы (ТХ, ЭС, ОВ, ВК, СС, ГСВ, ДТ)

5-6% - автоматизация

3-4% - пусковая наладка и сдача в эксплуатацию

В случае контейнерной поставки стоимость основного оборудования увеличивается до 75-80%, а стоимость инжиниринга, вспомогательного оборудования, общестроительных и монтажных работ несколько снижается. Рекомендуется рассмотреть общую систему диспетчеризации.

Сроки реализации Общая длительность проекта: 9-16 месяцев
Условия окупаемости проекта

Окупаемость в пределах 5,0 лет достигается при следующих условиях:

  • тариф на электроэнергию на уровне напряжения СН2-НН (>4,0 руб./кВт*ч);
  • высокая стоимость технологического присоединения к электросетям (удаленность от сетей ЕЭС);
  • высокая загрузка генерирующего оборудования (в случае параллельной работы с ЕЭС);
  • высокий коэффициент использования вторичных энергоресурсов КГУ.
Электрические нагрузки Коэффициент использования мощности: 30-50%.
Использование вторичных энергоресурсов когенерационных установок (КГУ)

В отопительный сезон дефицит тепловой мощности от КГУ покрывается пиковыми водогрейными котлами.

В летний период вторичные энергоресурсы используются на теплоснабжение ближайших потребителей.

Надежность энергоснабжения и качество электроэнергии

Надежность и бесперебойность электроснабжения обеспечивается:

  • качеством проектирования, монтажа и наладки системы;
  • специальными проектными решениями по бесперебойному электроснабжению (защита ключевых потребителей источниками бесперебойного питания на время срабатывания АВР и включения дизель-генераторной установки),
  • параллельной работой Энергоцентра с ЕЭС (Единой энергетической системой).
Требования к подрядчикам

Непрерывный технологический процесс основного производства налагает особые требования к надежности работы Энергоцентра, а также переключениям на резервное топливо или резервные источники электроснабжения (дизель-генератор, ЕЭС).

Вместе с тем, необходимо ограничить затраты на строительство Энергоцентра. Для этого нужно:

  1. Выполнить качественное проектирование. Проектная организация должна специализироваться на объектах собственной генерации.

  2. Проект должен выполняться в трехмерном виде (3D) для формирования оптимальных объемно-планировочных решений и минимизации проблем при строительно-монтажных работах.

  3. Все оборудование сгруппировать в несколько удобных лотов и провести конкурсы. Если имеется российский качественный аналог, использовать его. Например, электроустановки или вентоборудование.

  4. Проектировщик должен контролировать всю «вертикаль проекта»: строительно-монтажные работы, пусконаладку и эксплуатацию Энергоцентра. В этом случае работает принцип «ответственности за проектирование».

  5. Разработать отдельную систему автоматизации Энергоцентра (включая ГПУ, котлы, электроустановки, вентиляцию и т.д.). Климатический компьютер теплиц с этой функцией не справляется.

  6. Разработать полноценную техническую документацию (исполнительную, приемо-сдаточную, эксплуатационную и т.д.). Обучить оперативный персонал с прохождением контрольного тестирования.

Распространенные ошибки

Все потенциальные ошибки обусловлены низкой квалификацией исполнителей или недостаточным вниманием к проекту Заказчика и исполнителей:

  1. Неправильный выбор генерирующего оборудования или отсутствие полного комплекта качественной документации (технологические схемы, схемы автоматизации, электрические схемы шкафов, таблицы ввода-вывода, алгоритмы АСУ ТП, описание технологического процесса).
  2. Контейнерное исполнение КГУ без детального сравнения с вариантом единого быстровозводимого здания. Сравнение нельзя заказывать заинтересованной стороне (например, поставщику контейнерных установок).

    Недопустимо относится к контейнерной поставке как к «черному ящику», который является законченным изделием и никогда не откажет. Система управления двигатель-генератором действительно не допускает внешнего вмешательства, а вот управление тепловыми контурами обязательно должно быть доступно местному персоналу.

  3. Низкое качество решений по резервированию агрегатов, источников электроснабжения, переходу на другой тип топлива.
  4. Низкий коэффициент использования потенциала вторичных энергоресурсов ГПУ.
  5. Неудовлетворительные условия для оперативного выполнения сервисных и ремонтных работ.
  6. Отсутствие единой системы диспетчеризации, включающей и генерирующее оборудование, и электроустановки, и вспомогательное оборудование.
Эксплуатация Энергоцентра

В большем количестве случаев, объекты железнодорожной и транспортной инфраструктуры располагаются в удалении от крупных населенных и промышленных центров. В этой ситуации имеются следующие варианты диспетчерского контроля Энергоцентра:

  1. Экономика крупного объекта может допускать создание диспетчерской службы на объекте.
  2. Диспетчерский контроль и управление объектами малого и среднего масштаба (с которыми возможно организовать безопасные каналы связи для сбора и передачи телеинформации), выполняются удаленно из центральной диспетчерской.
  3. В случае технико-экономической нецелесообразности выполнения каналов связи для удаленного управления объектом, выполняется ограниченный канал связи для контроля за ключевыми параметрами работы генерации. В случае аварии или необходимости корректировки уставок, на место выезжает оперативная бригада.

Сервис, во всех вышеперечисленных случаях, выполняется квалифицированными инженерами, выезжающими на объект по необходимости (планово в соответствии с регламентом или внепланово по заявке от диспетчеров).

При необходимости, имеет смысл привлекать внешних специалистов по шеф-эксплуатации собственной генерации.

Описание услуги «шеф-эксплуатации»

Для повышения прозрачности производства и потребления энергоресурсов, рекомендуется создание автоматизированной системы учета энергоресурсов.

Примеры объектов Резервное электроснабжение базы РЖД

АСТУЭ позволяет:

  1. Получать детальную информацию по типам энергоресурсов (электроэнергия, газ, тепло, холод, вода и канализация).

  2. Получать данные и анализировать расходы энергоресурсов по отдельным зданиям и помещениям.

  3. Обоснованно заниматься снижением тарифной нагрузки.

  4. Находить оптимальный баланс по производству / покупке электроэнергии.

  5. Получать данные для поддержания максимальной топливной эффективности Энергоцентра.

  6. Контролировать эффективность энергосберегающих мероприятий.