Собственная генерация для аэропортов
Аэропорты требуют высочайшей надежности электроснабжения. Вместе с тем, работа аэропорта в режиме 24/7 (часа в сутки/дней в неделю) определяет высокие затраты на энергоснабжение аэропортового комплекса.
В этой связи целесообразным выглядит следующая схема энергоснабжения:
- базовая электрическая нагрузка аэропорта покрывается собственной генерацией, установки работают на полную нагрузку с перерывами на техническое обслуживание;
- пиковые электрические нагрузки покрываются из ЕЭС (Единой энергетической системы), которая дополнительно обеспечивает бесперебойность электроснабжения;
- вторичные энергоресурсы собственной генерации направляются на отопление, вентиляцию и кондиционирование объектов аэропорта;
- пиковые нагрузки по теплу покрываются пиковыми котлами;
- резервным источником электроснабжения выступают дизель-генераторные установки.
Аэропорты являются идеальным приложением технологии тригенерации (одновременного производства трех видов энергоресурсов – электроэнергии, тепла и холода). Холод в абсорбционных холодильных машинах преобразуется из тепловой энергии в ходе химической реакции. Таким образом, в отопительный сезон тепло собственной генерации используется для отопления и вентиляции, а в летнее время – для производства холода на кондиционирование.
Собственная генерация аэропортов является распространенной технологией в мире. Некоторые примеры:
-
Аэропорт Мюнхена. Собственная генерация (газопоршневые установки):
- электрическая мощность 7,44 МВт;
- тепловая мощность 8,7 МВт;
- холодильная мощность 5,3 МВт.
Около 44% потребления электроэнергии покрывается из внешней Сети. Есть небольшая генерация на солнечных панелях.
Резервная мощность дизельных генераторных установок: 11,06 МВт.
- Аэропорт Дюссельдорфа (газопоршневые установки). Собственная генерация работает 8550 часов в год (из 8760 возможных).
- Аэропорт Рима (газопоршневые установки). Электрическая мощность собственной генерации 25,56 МВт, холодильная мощность – 8 МВт.
- Аэропорт Милана (газотурбинная установка + паровая турбина). Электрическая мощность собственной генерации 34,0 МВт.
- Аэропорт Лос Анжелеса (газотурбинная установка). Электрическая мощность собственной генерации 8,4 МВт. Паровая абсорбционная холодильная машина.
- Аэропорт Калгари (газопоршневые установки). Собственная генерация:
- электрическая мощность 1,4 МВт;
- тепловая мощность 1,9 МВт.
Множество аэропортов в Европе, Азии, Африке внедряют собственную генерацию на возобновляемой энергетике: в Швеции – на биомассе, в Бангалоре – на солнечных панелях.
В России проектированием собственной генерации занимался аэропорт Домодедово (Москва), Храброво (Калининград), а также УК «Аэропорты Регионов». Домодедово активизировал работу над собственной генерацией после массовых отключений электроэнергии в Московской области по причине обрыва проводов ЛЭП из-за «ледяного дождя».
Краткая информация о собственной генерации аэропортов
Примерная стоимость Энергоцентра |
Ориентир стоимости объекта (Pэл = 10 МВт): 10,0-12,0 млн евро 8-10% - инжиниринг (вкл. предпроект, проектирование, функции технического заказчика) 53-58% - основное оборудование (КГУ, котлы, АБХМ, ДГУ) 15-20% - вспомогательное оборудование (ТХ, ЭС, ОВ, ВК, СС, ГСВ, ДТ) 5-7% - общестроительные работы (КЖ, КМ, АР) 5-7% - монтаж и материалы (ТХ, ЭС, ОВ, ВК, СС, ГСВ, ДТ) 5-7% - автоматизация 2-4% - пусковая наладка и сдача в эксплуатацию |
Сроки реализации | Общая длительность проекта: 12-22 месяца |
Условия окупаемости проекта |
Окупаемость в пределах 5,0 лет достигается при следующих условиях:
|
Электрические нагрузки | Коэффициент использования мощности: 70-90%. |
Использование вторичных энергоресурсов когенерационных установок (КГУ) |
В отопительный сезон дефицит тепловой мощности от КГУ покрывается пиковыми водогрейными котлами. В летний период вторичные энергоресурсы используются на подогрев воды и кондиционирование. |
Надежность энергоснабжения и качество электроэнергии |
Надежность электроснабжения – ключевой фактор для аэропортов, так как от этого зависит безопасность авиасообщения. Надежность и бесперебойность электроснабжения обеспечивается:
Бесперебойность работы информационных систем комплекса обеспечивается источниками бесперебойного питания (ИБП). Потребители 1-й категории надежности электроснабжения обеспечиваются тремя независимыми источниками (собственная генерация, ЕЭС и ДГУ), вводимыми в работу автоматически, при пропадании основного источника. Безусловным условием надежной работы Энергоцентра является качество его реализации и высокая квалификация эксплуатирующего персонала. |
Требования к подрядчикам |
Энергоцентр необходимо построить качественно и бюджетно. Для этого нужно:
|
Распространенные ошибки | Все потенциальные ошибки обусловлены низкой квалификацией исполнителей или недостаточным вниманием к проекту Заказчика и исполнителей:
|
Эксплуатация Энергоцентра | Рекомендуется формирование отдельной службы, отвечающей за Энергоцентр, электроустановки и вспомогательное инженерное оборудование (насосы, арматура, датчики и т.д.) всего тепличного комплекса. Диспетчерский контроль выполняется из Энергоцентра. Возможна организация дополнительного места оператора рядом с основным климатическим компьютером (для выполнения функций оператора Энергоцентра в ночное время). При необходимости, имеет смысл привлекать внешних специалистов по шеф-эксплуатации собственной генерации. Описание услуги «шеф-эксплуатации» Для повышения прозрачности производства и потребления энергоресурсов, рекомендуется создание автоматизированной системы учета энергоресурсов. Описание АСТУЭ |
Примеры объектов |
Мини-ТЭЦ аэропорта Домодедово ГТУ-ТЭЦ аэропорта Пулково |